ГлавнаяУчащимсяСам себе психологСекреты общения

Секреты общения

Человек – существо социальное. Он живет в обществе, и благодаря обществу реализует одну из основных своих потребностей – потребность в общении. Общение дарит нам радость и удовлетворение. «Общество» и «общение» - родственные слова. Можно сказать, что человеческое общество возникло и развивается благодаря общению. Общаются между собой близкие люди, друзья, приятели, сослуживцы и малознакомые, и совсем незнакомые друг с другом люди.

Люди создали огромное количество средств общения. Можно встретиться с другом, можно написать ему письмо или поговорить по телефону, можно пообщаться с помощью Интернета. Искусство – один из способов общения. Мы общаемся с писателем, художником или композитором через их произведения.

Именно общение приводит к возникновению у людей симпатии друг к другу, любви, дружбы, взаимопомощи и милосердия. Но у каждой медали две стороны, и общение таит в себе не только радости, но и неприятности, а порой и опасности: опасность стать игрушкой в чьих-то руках, потерять собственное достоинство, не состояться как личность; опасно не понять другого человека, а что еще страшнее – быть самому непонятым; опасно причинить боль другому человеку словом или жестом, взглядом или интонацией; опасно стать объектом чьей-нибудь злобы и агрессии. Проблемы, вызванные общением, могут явиться причинами душевных, психических и физических травм.

Конфликт – это тоже форма общения. Конфликты могут быть разными. Поругался с родителями, поссорился с другом, нагрубил кому-то или тебя кто-то оскорбил. Подобное общение приносит разочарование и обиду.

Общение – это деятельность, которую мы осуществляем всю свою жизнь. Умение общаться – это своего рода искусство,  и, как любое умение, оно приходит не сразу и требует знания некоторых правил, тренировок и упражнений. Общение бесконечно многообразно и неповторимо. Каждый день, говоря своим близким «Доброе утро!», мы говорим его по-разному. И каждый день в круг нашего общения включаются новые и новые люди.

Как же сделать свое общение безопасным и эффективным, приносящим радость и тебе и окружающим? Попробуем разобраться в некоторых правилах общения.

ü Люди, с которыми ты общаешься, могут быть очень разными: вежливыми и грубыми, спокойными и вспыльчивыми, тактичными и агрессивными. Но не следует сильно обращать внимание на отрицательные стороны собеседника,  ищи то, что тебя сближает в стиле, в манере общения. Чем больше сходства с собеседником будет у тебя в разговоре, тем лучше.

ü Можно и нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу. Стремление всегда возражать и спорить, как правило, признак незрелости. Почему, столкнувшись с другим мнением, мы чаще торопимся возразить, а не понять его? Делать это мешает нетерпимость. Старайся при общении слушать и понимать другого.

ü То, что волнует собеседника, должно волновать и тебя. Ты должен попробовать понять и разделить его переживания. Он грустит зря и бессмысленно? Погрусти вместе с ним, а потом мягко подтолкни его к другому настроению. Человек возмущается не по делу – раздели его негодование (ты понимаешь его, ты – с ним), а потом постарайся переориентировать его на более терпимое и мудрое отношение к тому, что возмущает.

ü Не  нагнетай  напряженность. Смотри  на окраску каждого слова, и все злые, колкие и ядовитые слова  отсеивай, не используй в разговоре. Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность.

ü Старайся ни о ком не отзываться плохо. Устрой себе маленький экзамен: постарайся  неделю ни о ком не злословить – ни вслух, ни про себя.

ü Общение с собеседником старайся строить на равных. Понравится ли тебе  общение, в котором собеседник все время стремится забраться на пьедестал, а тебя пихает в грязную лужу? Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает, по сути, то же самое.

ü Не задевай того, что человеку дорого: людей его круга, его увлечения, идеалы и ценности.

ü Невозможно обойтись в общении и без юмора, но он не должен быть злым. Юмор небезобиден, когда направлен на другого – «ты смешной». Весело всем, кроме объекта насмешек. Если же человек обижается, его еще и обвиняют: «Ну, ты что, юмора не понимаешь?»  Если тебе дорого собственное хорошее настроение, а также окружающих тебя людей, то прежде чем отпустить шутку – подумай  о последствиях.

ü Избегай монолога, диалог продуктивнее. Вольтер сказал: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью». Старайся не победить  в диалоге, а найти истину. Чья-то победа не означает торжество истины, а только перевес сил. Ведь победить может и неправый. Да и правота – еще не истина.

ü Старайся понять, что хочет сказать собеседник, помогай ему сформулировать мысли, даже если ты с ним не согласен. Признавай возможность своей неправоты: «Слушай, может быть, я и не прав. Как ты считаешь? Давай обсудим вместе!»

И в заключении  - Притча о гвоздях.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется».

 

Материал подготовила педагог-психолог Никорчук Наталья Викторовна.

При подготовке статьи использовались материалы книги В. Воловика «Настольная книга для тинейджера «Мы» и материалы сайтов ped-kopilka.ru; infourok.ru

Всего просмотров этой страницы: 74. Сегодня: 4

 

Вопрос