Главная«Виртуальный Диалог»Городская профилактическая программа «Школа лектора»Подростку об ответственности

Подростку об ответственности

«Настоящая ответственность бывает только личной.

 Человек краснеет один».

 Искандер Ф.

 

«Незнание закона не освобождает от ответственности.

А вот знание нередко освобождает».
Станислав Ежи Лец
.

 В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности: «Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принятие на себя вины за возможные их последствия».

Особое значение для формирования волевых свойств, к которым относится и ответственность, имеет подростковый возраст – особая фаза психического развития личности, формирования психологической зрелости как сознательной регуляции собственного поведения, когда подросток учится самостоятельно принимать решения, самостоятельно отвечать за последствия этих решений.

Что означает слово «ответственность» для несовершеннолетнего?

За что отвечает он, еще не достигший 18 лет?

 Можно говорить о двух видах ответственности: моральной и правовой. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством.

В чем суть моральной ответственности?

Прежде всего, в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей и держит ответ за свой проступок.

За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции. Это чувство стыда, угрызения совести; общественное осуждение в виде отрицательного мнения; другие меры общественного воздействия. Когда ребенок лжет, грубит, отказывает в помощи, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность.

Когда нарушаются законы, нормы общественных отношений, выполнение которых контролируется государственными правоохранительными органами (полицией, судом, прокуратурой), то это влечет за собой правовую ответственность.

Далеко не все подростки знают, с какого возраста и за какие преступления наступает ответственность. В одном из опросов у подростков выясняли, кто, по их мнению, должен нести ответственность за хулиганство несовершеннолетних. Менее 20 % школьников ответили: «Сами несовершеннолетние», остальные возложили ответственность на взрослых. Поэтому одной из мер профилактики преступлений является правовая грамотность подрастающего поколения.

 

Виды ответственности

1. Административная ответственность

К административной ответственности привлекаются подростки, которым к моменту совершения административного правонарушения исполнилось 16 лет. Кроме того, она может быть возложена на родителей ребенка, если тот еще не достиг возраста ответственности.

Следующие административные правонарушения могут возникать в школе:

·        вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

·        уничтожение или повреждение чужого имущества;

·        мелкое хищение;

·        мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественном месте, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением имущества;

·        демонстрирование  и пропаганда запрещенной атрибутики или символики;

·        появление несовершеннолетних в общественных местах в состоянии опьянения.

Выражение подростком неуважения к обществу, к учителю в присутствии учеников, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительное приставание к сверстникам, уничтожение или повреждение школьного имущества, появление в школе в состоянии опьянения так же влечет за собой административную ответственность.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является сообщение и заявление физических и юридических лиц о наличии события административного правонарушения.   Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления правонарушения. Без составления протокола уполномоченным лицом виновному может быть вынесено предупреждение или наложен штраф.

 

2. Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность наступает в случае нанесения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также, имуществу школы и подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. В случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен его родителями.

 

3. Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет.

С 14 лет подросток несет уголовную ответственность за такие совершенные им преступления, как:

·        умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, вреда средней тяжести;

·        похищение человека,

·        убийство;

·        изнасилование, насильственные действия сексуального характера;

·        разбой, кража, грабеж, вымогательство;

·        угон;

·        хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

·        умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия;

·        хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых или наркотических средств;

·        заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

·        терроризм, захват заложников.

Подростки, которые портят телефонные аппараты, срезают трубки, делают ложные сообщения о готовящихся террористических актах, отнюдь не шалуны, не озорники. Они совершают уголовное преступление, даже если им самим это кажется всего лишь развлечением. Тот, кто портит телефонный аппарат, может косвенно способствовать гибели человека, не получившего вовремя медицинскую помощь. Не менее опасны для людей и такие «игры», как бросание камней в прохожих, в окна электричек; подкладывание на рельсы различных предметов.

То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста.

По закону к школьникам до 14 лет не может быть применено такое уголовное наказание, как помещение в воспитательно-трудовую колонию.

Несовершеннолетние, то есть подростки, не достигшие 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего и усиленного режима за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Принудительные меры воспитательного воздействия (предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего) также применяются к несовершеннолетним за совершение ими преступлений.

Основанием для возбуждения уголовного дела является сообщение любого лица о совершении преступления, поступившее в прокуратуру или органы следствия (следственные комитеты при прокуратуре, следственные отделы органов МВД), либо непосредственное обнаружение признаков совершенного или готовящегося преступления.

Степень уголовной ответственности зависит от вида совершенного преступления, сроков и видов наказания, предусмотренного за данное преступление. Виновность несовершеннолетнего устанавливается судом.

           ВАЖНО ПОМНИТЬ!

1. Основным рычагом предотвращения правонарушений является принцип неотвратимости наказания. Справедливое и своевременное наказание ставит ребенка перед необходимостью соизмерять свои порывы и желания с требованиями дисциплины и установленных моральных норм поведения.

2. За правонарушения, совершенные детьми в школе, как и в любом другом месте, наступает гражданско - правовая (возмещение убытков, уплата штрафа, пени, возмещение вреда), административная или уголовная ответственность.

3. К детям до 14 лет применяются только меры воспитательного характера, включая помещение в специальные воспитательные учреждения. Гражданско - правовую ответственность за школьника до 14 лет несут его родители.

4. Правовая ответственность родителей, связанная с ненадлежащим поведением их ребенка, регулируется нормами административного, семейного и гражданского права.

5. Для применения этих норм желательно зафиксировать в установленном порядке само правонарушение и передать его на рассмотрение компетентным лицам и органам.

 

Уважаемые родители!

Понимание того, что такое реальная ответственность, формируют окружающие ребенка взрослые. Большое значение в воспитании ответственности имеет личный пример родителей и педагогов.

Замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться от нее.

Важно позволять ребенку самостоятельно принимать некоторые решения, что позволит ему чувствовать свою значимость, взрослость.

Это подразумевает и то, что придется делать собственные ошибки, и нести ответственность за собственные поступки. Когда ребенок поступает неправильно и ничего не происходит, то единственное, чему он учится – это тому, что все может «сойти с рук».

Предъявляйте ребенку четкие правила и ограничения. Если вы твердо уверены, в том, что знаете, чего не стоит делать и куда не надо ходить подростку – следует строго запретить, аргументировав отказ.

Уважайте выбор подростка, но честно и прямо расскажите ему о возможных последствиях. Жизнь и поступки ребенка сегодня могут негативно отразиться на всей последующей жизни. Приводите наглядные примеры из жизни других людей.

С самого раннего детства, получая за свои поступки поощрения или наказания, ребенок приучается к ответственному поведению. Обязательно анализируйте, обсуждайте совместно с ребенком отрицательные последстви своих действий (или своего бездействия).

Поощряйте самостоятельное принятие решений вашими детьми.

Основным условием формирования у ребенка ответственности является  поддержка взрослыми его готовности принимать самостоятельные решения, вера в собственные силы.

Контроль со стороны взрослых, по мере взросления, сменяется самоконтролем, когда подросток в состоянии проанализировать свое поведение и определить меру своей ответственности.

Зная, за какие проступки предусмотрена ответственность, подросток сможет соизмерять свое поведение с нормами морали и права и выбирать – быть законопослушным гражданином или понести заслуженное наказание за противозаконное деяние. Очень важна всегда, но особенно в подростковом возрасте, поддержка значимых взрослых, и прежде всего родителей, в формировании ответственного отношения к жизни.

 

 

Источники:

1. Павлова Л. О. «Правовая ответственность школьников», «Директор школы», № 9, 2010

2. «Подросток и закон» (правовой справочник) http://fcprc.ru/assets/ files/projects/pravo

3. http://xn--80ahc0abogjs.com/psihologiya-pedagogika-

 

 

Правовая информация в сети Интернет:

«Наши права и обязанности изучаем вместе» (подростку (12-16 лет) о его правах, обязанностях и ответственности», серия «Правовое просвещение населения» (htps://минобрнауки.рф/министерство/303/файл/7726/izuchaem_vmeste)

Всего просмотров этой страницы: 167. Сегодня: 9

 

Вопрос